Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной экономической среде существование компаний возможно только при наличии разработанной эффективной стратегии развития компании. Стратегия определяет основные приоритетные направления развития компании, а также позволяет учитывать основные возможности и угрозы, связанные внешними факторами и внутрифирменными процессами управления. Стратегия также способствует формированию реального конкурентного преимущества, способного сохранятся в течение длительного времени.
Цель исследования является изучение теоретических и практических аспектов формирования стратегического управления и разработки стратегии развития компании ЗАО «Ориент».
Для успешной реализации поставленной цели, в работе было намечено решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и сущность стратегического менеджмента ;
-дать характеристику деятельности предприятия ЗАО «Ориент»;
-провести анализ компании;
-разработать стратегии развития.
В качестве объекта исследования выступает компания ЗАО «Ориент».
В качестве предмета исследования выступает стратегическое управление.
Теоретической и эмпирической основой исследования являются труды ученых-экономистов.
В работе были использованы общие и частные методы исследования, в том числе: аналитический, сравнительный, метод статистического анализа, структурно-логический метод и другие.
1. Теоретические аспекты формирования стратегического управления
1.1 Понятие и сущность стратегического менеджмента
Стратегия является одной из ключевых и базовых составляющих стратегического управления. Однако сформулировать наиболее полное и точное определение стратегии довольно трудно, так как многие авторы предлагают совершенно разные определения данного понятия.
А.А. Тихонов сообщает, что одного точного определения стратегии не существует. Он предлагает значение стратегии, как пяти «П»: план, принцип поведения, позиция, перспектива, прием.
Под стратегией А.А. Тихонов понимает задачи, политику и планы, которые вместе определяют характер предприятия и его подход к выживанию и победе в конкурентной борьбе.
Существует несколько подходов к определению понятия стратегии. Классический подход основан на том, что стратегию сравнивают с планом действий, потому что формирование стратегических целей предприятия непосредственно связано с разработкой путей их достижения.
М.М. Купцов установил стратегию как модель действий, необходимых для достижения определенных целей путем объединения и распределения ресурсов предприятия.
Известный специалист по стратегическому планированию М.Б. Шифрин рассматривал стратегию как определение базовых долгосрочных целей предприятия, выбор основных действий и обеспечения необходимых ресурсов для достижения таких целей. Согласно такой концепции стратегия связана со стратегическим планированием, содержанием которого является определение целей и разработка стратегического плана их достижения.
С.В. Капитонов определил стратегию как план, который кооперирует основные организационные цели и действия. Следовательно, в соответствии данному подходу стратегия является средством объединения целей и ресурсов.
Вторым концептуальным подходом является понимание стратегии как набора правил. В своих работах Г.Минцберг выяснил, что стратегия является комплексом решений и действий, а не только планом.
М. Портер предлагает определять стратегию как анализ внутренних процессов и взаимодействий между различными составляющими предприятия. Особенность этого подхода заключается в том, что в определении стратегии делается акцент на ее всеобщий характер, так как данные правила предусматривают решение проблем развития предприятия, обеспечение равновесия его деятельности во внешней и внутренней среде.
Также выделяют комплексный подход определения понятия стратегии. Согласно ему, стратегия – это программа функционирования предприятия во внешней среде. Сюда входит взаимодействие с конкурентами и удовлетворение клиентов.
Л.А. Трофимова в своей работе сравнивает стратегию с совокупностью норм, направлений, способов и правил деятельности, которые формируются на продолжительный срок и гарантируют рост и высокую конкурентоспособность организации. Согласно этому подходу стратегия предприятия имеет большую многофункциональную направленность.
Шептиева О.Е. считает, что на данный момент имеют место две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая. Философская концепция сосредотачивает интерес на определении направления развития предприятия и определяет стратегию как позицию, которая направляет на постоянное развитие; процесс мышления, который требуют специальной подготовки и навыков; образец логичного и последовательного поведения.
Согласно организационно-управленческой концепции, стратегия связана с конкурентными действиями и способами осуществления стратегической деятельности организации. Такая стратегия рассматривается как способ достижения целей предприятия, который оно определяет для себя, следуя собственным соображениям в пределах условий внешней среды.
Рассмотренные подходы к определению сущности стратегии показывают, что в определении понятия стратегии существует неоднозначность и неопределенность. Это результат того, что процесс разработки стратегии не соответствует процессу ее реализации.
В современной науке управления стратегию можно рассматривать как результат и объединение взаимосвязанных решений. Стратегия определяет приоритетные направления использования ресурсов и усилий предприятия для реализации его целей и обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ.
При анализе рассматриваемых определений стратегии, необходимо выделить целеустремленность, как составляющую стратегии, что является соответствующим определенным функциональным границам процесса непосредственной разработки стратегии, стратегического планирования и стратегического управления в целом.
Из анализа существующих определений можно сделать вывод, что стратегия является долгосрочной программой деятельности предприятия, которая должна постоянно подвергаться контролю, оцениваться и соответствующим образом корректироваться в процессе ее реализации.
1.2 Подходы к формированию стратегии
Сложность формирования стратегии развития заключается в том, что при различных подходах этот процесс рассматривается с конкретной позиции, а именно, формирование стратегии как процесс осмысления; формальный процесс; аналитический процесс; процесс предвидения; развивающийся процесс; коллективный процесс.
Следовательно, стратегия предприятия состоит из запланированных действий и необходимых поправок в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Предприятие должно иметь хорошо обоснованную стратегию действий и быть готовым адаптироваться к неучтенным обстоятельствам, которые могут возникнуть в будущем.
Одним из наиболее корректных подходов формирования стратегии развития является иерархический, который отображает уровни управления. С этой позиции формирование стратегии развития предприятия определено как системный процесс. Он позволяет на основе стратегического мышления проанализировать суть условий, в которых работает отрасль; определить миссию, цели и задачи предприятия, разработать основные направления его развития в условиях постоянного изменения внешней среды при максимальном использовании всех имеющихся ресурсов предприятия.
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности от поставленной цели.
Однако проблема целеполагания в современном менеджменте только приближается к своему разрешению.
Горбуновой Е.Г. было даже отмечено, что «за последние полвека не было предпринято ни одной серьезной попытки разобраться в природе организационных целей. Остается загадкой, в чем заключается их своеобразие. А поскольку понятие организационной цели является краеугольным камнем теории организации, неудивительно, что этой теории по-прежнему недостает завершенности. Приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик». И это первая основная проблема менеджмента.
Стратегическое управление – процесс определяющий последовательность действий организации, по достижению целей поставленных в стратегии, а так же ее разработке и организации.
Стратегический менеджмент имеет огромное значение в управлении фирмой. Анализ изученной литературы показал, что только 5% компаний разрабатывают стратегию, но лишь они получают прибыль выше среднеотраслевой. Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего хочет достигнуть в своей деятельности
Элементы организации стратегического управления требуют четкого согласования. Очень часто неудачи в сфере реализации стратегии связаны с тем, что в стратегии, которая составлена в точном соответствии с рыночной внешней средой, либо организационная структура не учла требования избранного курса и была сохранена в прежнем виде, либо система управления или система оценки не отражали его. То есть, чем выше уровень согласованности и соответствия между каждым элементом стратегического управления, тем выше вероятность успеха.
Стратегическое управление имеет как плюсы, так и минусы. Используя стратегию, выявляется ряд недостатков и ограничений, указывающие на то, что данный тип управления, как и остальные, не совершенен, его нельзя применить в любой ситуации для решения любой задачи.
Во-первых, стратегическое управление не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Во-вторых, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Нужно осуществить стратегическое планирование, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, которые обязательны к использованию в любых условиях, создать службы, которые осуществляют отслеживание окружения и включение организации в среду. В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В-четвертых, осуществляя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 год. - 487 c.
2. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 496 с.
3. Бусов В.И. Управленческие решения. - М.: Юрайт, 2016. - 256 с.
4. Дружинина И. Структуризация процесса принятия стратегических управленческих решений // Риск: ресурсы, информация, стратегия, конкуренция. - 2015. - № 4. - С. 486 - 491.
5. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 184 с.
6. Лысенко Д.В. Концептуальные подходы к управлению эффективностью деятельности и принятию управленческих решений // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 270 - 274.
7. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. Введение в специальность / Л.Н. Мамаева. - М.: КноРус, 2015 год. - 232 c.
8. Михненко П.А. Теория менеджмента. - М.: Синергия, 2017. - 640 с.
9. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. - 2015. - № 1. - С. 293 - 296.
10. Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Деминова С.В. Мониторинг системы показателей эффективности как инструмент принятия управленческих решений // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 4. - С. 90 - 92.
11. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента. - М.: Академия, 2016. - 320 с.
12. Смаржевская И.А. Анализ модели принятия решений в организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 30. - С. 9 - 18.
13. Соловьева Н.П. Разработка управленческих решений по формированию производственных мощностей предприятия // Вестник Московского университета. Управление. - 2016. - № 3. - С. 59 - 61.
14. Суменков М.С., Суменков С.М., Новикова Н.Ю. Методология исследования экономической деятельности предприятия в процессе принятия управленческих решений // Экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 83 - 85.
15. Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия // Г.В. Савицкая – М.: Издательство Гревцова, 2015 г. – 200 с.
16. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
17. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
18. Шептиева О.Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1. - С. 255 - 259.